Участники

belgorod_logo

БЕЛГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ

Во времена, когда Белгородчина еще не принадлежала Русскому государству и именовалась «Польская украина», т.е. – степная, дикая, непаханая окраина, здесь проживали различные племена разного происхождения, в том числе и народ, который назывался Севера или просто Севрюки. Это был мужественный народ, которому постоянно приходилось жить во враждебном окружении. Ведь эти земли находились на пути набегов Крымских татар, которые часто ходили грабить Русь через эти места.

До того, как в Поле стали периодически высылаться московские войска, именно на севрюков была возложена обязанность охраны рубежей Северской земли.

Севрюков часто называют казаками. Причина тому отчасти тюркские (татарские) корни, проживание в лесостепном пограничье и практически такие же, как и у казаков, особенности службы и образ жизни в подобных казачьим юртам угодьях, с теми же промыслами, автономностью, самоуправлением, и этнической близостью к казачьим сообществам Дона и Запорожья.

Но были и меж казаков свои различия. Те из них, что несли службу в городах Порубежья, именовались по городам. Ну а вольные казаки, жившие по рекам, по ним и именовались. Например, жившие на Осколе, именовались оскольскими казаками, а на Северском Донце донецкими.

В целом, по мнению некоторых исследователей, оскольское и донецкое казачества представляли собой ватаги южнорусского вольного казачества Северской земли, отчасти ведущего своё происхождение от древних «северян» и их потомков севрюков, при этом они являлись отдельными ветвями казачества как такового.

Казаки — категория служилых людей города Старый Оскол, выполняющих довольно широкий спектр государевой службы: станичная, сторожевая, посольская, караульная, передачи срочных сообщений, сопровождение важных грузов и другое. Этот разряд наиболее пестрый по своему составу и положению. В современном городе Старый Оскол они составляли две группы – городовые и беломестные. Наименование городовых казаков произошло, прежде всего, оттого, что в их отряды поступали вольные люди, вообще, издавна осваивающие край. В обиходном языке их называли бортниками, в Путивле севрюгами, но чаще казаками. Занимались они промыслами и охотой и оседали на изученных знакомых местах.

gerbbrobl_b

БРЯНСКАЯ ОБЛАСТЬ

На территории современной Брянской области термин “казак” стал употребляться еще с начала XVI века, когда из Москвы в города Севск, Брянск и Стародуб для усиления охраны русской границы с Литвой были направлены городовые казаки. Данная категория служилых людей набирались Стрелецким Приказом из служилых холопов, мещан, обедневших дворян и других групп населения. Правительство наделяло городовых казаков землей, снабжало оружием, порохом и свинцом. Во время Смуты (1605—1615 гг.) большинство городовых казаков выступило по стороне Лжедимитрия I и Лжедимитрия II. После избрания на московский престол Михаила Федоровича многие из них ушли на Дон. Оставшиеся городовые казаки потеряли свой статус, растворившись в среде мещан и крестьян.

Собственно же казачество на территории современной Брянской области стало зарождаться с первой четверти XVII века. В 1618 году, после подписания Деулинского перемирия, западная часть Среднего Подесенья, т.н., Стародубовье, отошла к Польше. Для охраны крепостей в северских городах Стародубе, Мглине и Почепе, поляки стали формировать “казацкие корогвы”, нанимая на службу местных жителей, имевших своих коней. За службу “новоявленные казаки” получали от поляков определенный надел земли. Однако численность этих казаков была крайне незначительной и составляла всего несколько десятков человек.

Качественно новый этап в развитии Стародубского казачества начался во время антипольского восстания Богдана Хмельницкого (1648 – 1654), когда наиболее состоятельные местные жители (крестьяне и мещане), стремясь сохранить личную свободу и избежать в дальнейшем закрепощения, стали активно записываться в казаки.

После изгнания поляков на всей территории южной и юго-западной России было организовано самоуправление в виде Гетманщины, вся военная и гражданская власть в которой была сосредоточена в руках гетмана. Гетман избирался наиболее зажиточными и влиятельными казаками. Из них же назначалась и казацкая старшина – обозные, судьи, писари и др. Вся территория Гетманщины (Войска Запорожского) была разделена на несколько военно-административных территориальных единиц – полков, во главе которых стояли полковники, также назначаемые гетманом.

22 февраля 1654 г. жители Стародуба, Почепа, Погара и Мглина принесли присягу на подданство русскому царю. Тогда же земли Стародубовья были включены в состав Нежинского полка, а в 1663 году был образован самостоятельный Стародубский полк во главе с полковником Петром Рославцем. Административным центром полка стал город Стародуб.

В начале 18 века стародубские казаки отличились в Северной войне. А в 1735 г. казаки полка участвовали в Русско-Турецкой войне. Находились  в походе с генералом Минихом.

В 1812 г, На основании Манифеста о созыве Внутреннего ополчения, для усиления действующей против французов армии, из жителей Черниговской и Полтавской губерний, за  очень короткое время сформировано 15-ть Малороссийских конных казачьих полков вместо положенных 10-ти, что свидетельствует  о высокой боеготовности, и образе жизни казаков и потомков Стародубского казачьего полка.

загруженное

ВЛАДИМИРСКАЯ ОБЛАСТЬ

Знаете ли вы, что в былинном цикле о знаменитом русском богатыре Илье Муромце, родина которого, как известно, село Карачарово под Муромом (ныне Владимирская область), Илья упоминается как «старый казак»? Экспертиза мощей святого воителя, почитаемых верующими, проведённая в 1988 году авторитетной комиссией специалистов, определила, что Илья Муромец как реальная личность действительно жил в XI–XII веках. Зачастую казаками именовали себя разбойники, промышляющие на Владимирских землях. Атаман Кудеяр — легендарный персонаж устного народного творчества.

Однако, несмотря на такую «местную специфику», казаки участвовали в войне 1812 года. Надо сказать, что на территории Владимирской губернии в 19 веке жили в основном приписные казаки. Т.е. выходцы с Урала, Кубани, Забайкалья, находившиеся в тех краях на государственной службе. Во время войны 1812 года основной задачей казаков была охрана Владимирской дороги, которую Наполеон считал стратегически важной. Ведь Владимирская губерния, не тронутая войной, располагала  большими продовольственными          запасами. Решающая битва состоялась под Богородском, в которой русским войскам удалось отбить город и его окрестности. В 1814 году казачьи полки были расформированы высочайшим приказом и распущены по домам с благодарственным словом за ратные труды.

Voronezhskaja-oblast'-gerb-bez-ramki-b

ВОРОНЕЖСКАЯ ОБЛАСТЬ

Официальные отношения с донскими казаками начались с царской грамоты 1570 года. Во времена правления царя Фёдора (а по сути Бориса Годунова) Дон стал осваиваться Московским царством. Верховья Дона вошли в систему фортификационных укреплений Руси, а средняя часть его охватывалась системой станичной и сторожевой служб. Именно в это время на месте казачьих поселений стали возникать города-крепости, в том числе и Воронеж.

В Воронеже в первые годы его существования поселилось много казаков. На Руси в XVI-XVII вв. различались казаки вольные и служивые. Первые размещались по берегам Волги, Дона, Яика, Терека, выбирали себе атаманов, сохраняли самоуправление. Вторые жили в городах крепостях и подчинялись головам и сотникам, назначаемым правительством. Первые и вторые были связаны между собой. Из числа вольных казаков воеводы и головы набирали служивых- городовых. Городовой казак мог бросить службу и уйти в вольные на нижний Дон.Воронежские казаки в отличии от пеших стрельцов несли конную службу. Казаки направлялись в походы против неприятеля, посылались в составе станиц для дальнего обнаружения татар, стояли на сторожах в окрестностях крепости, в караулах на стенах и башнях.

В смутные времена Воронеж поддержал Лжедмитрия I и Лжедмитрия II. Московский контроль над городом удалось установить только летом 1613 года, когда казачий отряд мятежного атамана Заруцкого был разбит правительственными войсками, воеводами Куракиным и Жуком у Русского рога (ныне окраина Северного микрорайона). Наиболее известным казачьим атаманом, участвовавшем в Первом и Втором ополчениях под руководством Минина и Пожарского, был Борис Каменное Ожерелье. За свои заслуги Борис был пожалован поместьями в Воронежском уезде, каменной лавкой в Москве и должностью стрелецкого и казачьего головы в воронежской крепости.

загруженное

ИВАНОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

Славные традиции казачества поддерживаются в России и по сей день. Причем не только в исконных казачьих землях: на Дону, на Кубани, на Урале, на Дальнем Востоке, в Семиречье и т. д. – но и на других территориях. В каждом российском субъекте есть специальные объединения и организации. В том числе и в Ивановской области, где  на сегодняшний момент зарегистрировано около 300 казаков.

Носить форму со знаками различия могут только казаки, состоящие в организации с труднопроизносимым названием: «Ивановское отдельское казачье общество Войскового казачьего общества «Центральное казачье войско». Она образовалась в 1995 году, в 2002 стала реестровой, то есть вошла в государственный казачий реестр. Изначально «Ивановское отдельское казачье общество…» было общественной организацией. Сейчас все по-другому. Есть «филиалы» общества и в других городах области: в Кинешме, в Шуе, в Тейкове, в Вичуге и других. Казаки из Ивановской области принимают участие во всероссийских мероприятиях: пасхальной ярмарке в Москве, Большом круге казачьих войск России, где решаются важнейшие вопросы жизни казачества.

Kaluzhskaja-oblast'-gerb-bez-ramki-b

КАЛУЖСКАЯ ОБЛАСТЬ

Если заглянуть в историю Калужской губернии, то ещё со времён Екатерины Великой здесь компактно проживали казаки, о чём свидетельствуют сохранившиеся поныне географические наименования – деревня (бывшая слобода) Ново-Казачья в пригороде Козельска, старый микрорайон Казаки (тоже бывшая слобода) на окраине Боровска и многие другие. Причём сохранившиеся старинные дома в таких поселениях заметно отличаются от традиционных среднерусских построек: дома каменные с четырёхскатными крышами, каменные кухни-столовые вынесены отдельно от дома как самостоятельные постройки. Да и уклад жизни у «городовых казаков» (так их называли в XVIII-XIX веках) также отличался от крестьянской жизни и быта.

По немногим сохранившимся в государственном архиве документам можно судить, что на Калужскую землю казаки прибывали в основном с берегов Дона (Войско Донское), они жаловались за усердие в службе государственными землями и в дальнейшем становились опорой уездным властям. А в 1812 году Калужская губерния сформировала для армии один конный казачий полк и три пеших (пластунских) ополченческих казачьих полка в основном из числа городовых казаков Козельского и Боровского уездов.
Сегодня тех потомков «городовых казаков» в Калужской области осталось очень немного. Костяк казачьих обществ составляют жители области, переехавшие в Калужский регион с Дона, Кубани, Урала, Терека, из Сибири. И как по всей стране возрождение казачества началось в 1991 году и активно продолжает свое развитие. В активе Калужского отдельского казачьего общества Центрального казачьего войска имеются три казачьих кадетских класса (один в Людинове и два в Калуге); шесть коллективов казачьей песни, четыре из которых – ансамбль под управлением Андрея Бегуна, Оптинский казачий хор «Вольный берег», ансамбль казачьей песни «Карижа», Народный образцовый детский ансамбль «Луговое кольцо» – является лауреатами международных и всероссийских фестивалей-конкурсов; 159 казаков в составе казачьих добровольных дружин совместно с сотрудниками полиции поддерживают правопорядок в городах и районах области, казаки-дружинники на постоянной регулярной основе проходят специальную подготовку, в отделе проводится постоянная довойсковая и вневойсковая подготовка казаков к защите Отечества, для увеличения эффективности патрульных и рейдовых мероприятий создано подразделение беспилотной авиации, на вооружение которого приняты два современных авиационных комплекса; сто казаков прошли службу в рядах Вооружённых Сил в подшефной гвардейской Кантемировской дивизии; действуют четыре казачьих военно-спортивных клуба (сто спортсменов), воспитанники которых неоднократно становились победителями и призёрами международных и всероссийских соревнований и турниров; в регионе совместно с региональным центром постинтернатного сопровождения «Расправь крылья» реализуется уникальный казачий проект «Я служу России», удостоенный Диплома Форума «Общественное признание», по интеграции детей-сирот в казачьи общества и подготовке их к службе в армии; на базе сельского поселения «Хутор Масловский» действует ежегодный летний военно-полевой детский лагерь «Масловский», оздоровление и начальную военную подготовку в котором ежегодно проходят от семидесяти пяти до ста казачат из разных регионов России (Кубань, Москва и Московская область, Калужская область, Крым), Беларуси и Украины, действуют два поисковых объединения, в работе которых принимают участие более двадцати школьников, работают два казачьих фермерских хозяйства, получивших государственные гранты, и 92 личных подсобных хозяйства, часть из которых в наступающем году будет перерегистрироваться в КФХ, в целях развития садового хозяйства хуторов и оказания содействия органам государственной власти и местного самоуправления в озеленении и благоустройстве населённых пунктов создан и активно развивается Базовый питомник садово-декоративных культур площадью 100 га.
За успехи в военно-патриотическом воспитании молодежи и увековечении памяти павших защитников Отечества Калужское ОКО ВКО «ЦКВ» награждено региональной государственной наградой – медалью Калужской области «В память 70-летия Победы в Великой Отечественной войне».

ev981_b

КОСТРОМСКАЯ ОБЛАСТЬ

Почти каждый уголок Костромского края причастен к истории казачества. На старой карте Костромской губернии можно найти названия сел и деревень, имеющих отношение к казачеству: деревня Сотница (Мантуровский р-н), село Сотниково (Красносельский р-н), деревня Казаково (Буйский р-н, Сусанинский р-н), деревня Казаковка (Пыщугский р-н), Атаманово.

По некоторым версиям казаки появились на костромской земле  еще во времена Золотой Орды. После разгрома донских берегов Мамаем, Токтамышем и Тамерланом остатки донцов, которые в свое время помогли Дмитрию Ивановичу одержать победу в Куликовской битве, скрылись на окраинах Руси, начали боевую службу князьям рязанским и московским, а впоследствии верстались на царскую окраинную, сторожевую и станичную, городовую и полковую службу.

Первое упоминание о появлении казаков в Костромском крае относится к 1450 году, ко времени великого князя Василия Темного. В те времена Галич был форпостом защиты Москвы от набегов казанских татар. Поэтому уже Иван Грозный поставил в Галиче казачий пост. Не опричников, а казаков.

Согласно некоторым источникам, казаки впервые всерьез заявили о себе в Смутное время, поддержав Лжедмитрия I и составив значительную часть его военных отрядов. В дальнейших событиях Смуты приняли активное участие как вольные казаки, так и русские служилые казаки. В 1611 г. казаки стали главной военной силой первого ополчения, во втором ополчении уже преобладали дворяне, но на Земском соборе 1613 г. именно слово казачьих атаманов оказалось решающим при избрании царем Михаила Романова.

Правительство в первые годы царствования Михаила Федоровича нуждалось в казаках и стремилось поставить их под свой контроль с тем, чтобы не допустить дальнейшего роста числа казаков за счет феодально-зависимого населения. Прошли первые мероприятия по переводу «вольных» казаков на положение служилых людей. Отвечая на притеснения правительством, казаки все чаще стали подниматься на борьбу за свои права. Ареной одного из крупнейших в XVII в. казацких восстаний стали обширные территории к северу от Москвы.

Доходили до костромских земель и казачьи отряды Степана Разина.

В свое время две ватаги из войска Степана Разина высадились в «мутных водах Совеги», нынешний Солигаличский район. Одна ватага там и осталась, закрепилась. Они себя так и называли – «совегане». Многие жители деревень Солигаличского района почти полностью состоят из потомков соратников Степана Разина.

Вторая половина XVIII в. знаменательна строительством новой системы государственных органов. В городах, в которых дислоцировался военный гарнизон, полицейские обязанности исполняли военнослужащие во главе с комендантом. В начале XIX в. уездная и городская полиция объединяются в одну структуру – уездное полицейское управление. В уездную полицию вводится дополнительная категория нижних чинов – стражники. Объединенные с урядниками, они составляли полицейскую стражу. Для содействия полиции в наблюдении за общественным порядком и безопасностью, от разных армейских и гарнизонных полков снаряжались конные команды. Так как в Костроме дислоцировались казачьи войска, казаки также стали привлекаться государством к несению полицейских обязанностей. Так, в Костроме была создана из казаков конная стража при полицейском управлении губернского города. В неспокойные революционные годы казаки привлекались к участию в подавлении выступлений, митингов и других акций протеста властям. Так, например, в ноябре 1905 г. казаки участвовали в столкновении в Михинском сквере г. Костромы с членами Костромской боевой дружины, которая была создана по инициативе Костромского РСДРП.

pic_89

КУРСКАЯ ОБЛАСТЬ

В стародавние времена в Курской губернии располагались многочисленные казачьи поселения.

В период активных действий по присоединению Украины к России Курск, будучи пограничным регионом, стал центром наиболее масштабной миграции населения. Беженцев с Украины охотно принимали на российских землях, предоставляя им места для поселения с жалованными грамотами на разного рода льготы. Начало курским казацким слободам положили в 1638 году 800 казаков-участников антипольского восстания во главе со своим гетманом. Будучи заинтересованным в колонизации южнорусских земель и в их обороне от турецких набегов, правительство предоставляло казачьим слободам достаточно обширные права на самоуправление и, самое главное, сохраняло за переселенцами свободу от крепостного права. Это было не совсем справедливо по отношению к коренному русскому населению, но, тем не менее, уже к середине 17-го века количество курских казаков измерялось тысячами. В Россию уходили целые полки. Размещаясь на курских землях, казаки полностью сохраняли свою военную организацию и систему подчинения. В связи со значительным увеличением количества переселенцев царские власти создали несколько слободских казачьих полков – Острогожский, Ахтырский, Изюмский. Слободские казаки делились на сотни и управлялись сначала выборным, а потом назначаемым старшиной. Подчинялись полки Губернатору.

Конфликт казаков и правительства возник почти сразу же после переселения. Дарованная правительством вольница естественным образом противоречила стремлению самодержавия к полному подчинению всех подданных. В 1670-м году вспыхнуло восстание в Острогожском полку, связанное с крестьянской войной Степана Разина, в 1707-м году курские казаки присоединились к бунтовщикам Кондратия Булавина. Разгромив восставших, царская власть, тем не менее, не пошла на ликвидацию казачества в целом. Слишком очевидны были преимущества. По определению казачество представляло собой особое военное сословие, обязанное нести службу. За это государство наделяло их землей. По большому счету, времени заниматься сельским ,хозяйством у казаков не было. Служили, начиная с 17-ти лет и “доколе в силах”. Каждый казак обязан был иметь собственную боевую лошадь, оружие и иное снаряжение. Все это он должен был купить на свои деньги и всегда держать при себе. В случае начала войны в течение суток полностью укомплектованные полки выступали к театру боевых действий. Правительство ни копейки не тратило на их подготовку.

Екатерина Вторая, придя к власти в 1763-м году, проводит жесткую инспекцию всех российских войсковых подразделений. Вопрос о том, зачем нужны казаки в Курске, ответа не нашел. 20 мая 1765 года императрица подписывает Указ о переводе казачьей службы на регулярную основу. Вскоре после этого все полки Слободского казачества реорганизуются в регулярные гусарские полки, а слободские казаки лишаются всех своих прав и приравниваются к обычным солдатам. Казачьи старшины получают офицерские звания и права русского дворянства.

gerb_lipetskoj_oblasti

ЛИПЕЦКАЯ ОБЛАСТЬ

Представительство Центрального казачьего войска существует в Липецкой области с 2001 года. На сегодня в него входят более тысячи человек из Липецка, Ельца, Лебедяни и Грязей, появляются станицы в Усманском , Липецком и Задонском районах.

gerb_moskovskoy_oblasti_Abali.ru_

МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

Сейчас на территории Московской области живет около 20 тысяч потомков казаков всех исторических казачьих войск России. Подмосковское казачество включает в себя станичные, городские и хуторские казачьи общества Балашихинского, Дмитровского, Истринского, Каширского, Коломенского, Люберецкого, Можайского, Одинцовского, Орехово-Зуевского, Пушкинского, Рузского, Солнечногорского, Ступинского, Химкинского, других районов и муниципальных образований Московской области.

Казаки Московского Областного Отдельского Казачьего Общества исповедуют Православную веру, свято хранят многовековые традиции казачьего братства, честь и достоинство казака, уважительное отношение к старикам и старшим по возрасту, заботу о подрастающем поколении.

Coat_of_arms_of_Oryol_Oblast_(large).svg

ОРЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

Для России проблемы, связанные с межэтническими и межкультурными отношениями, имеют особое значение для существования ее как единого государства . В этом плане казачество (в том числе, казачество Орловской области) занимает особое место.
Особенность орловского казачества определяется, тем, что накопление его черт происходило преимущественно на окраинах основного ареала проживания русского этноса в соответствии с историческими условиями, сложившимися в регионе.
Как пишет в своем исследовании Н.М. Багновская: «На территории Северской земли с глубокой древности соприкасались и находились в состоянии взаимного общения население с разным хозяйственным укладом и различного происхождения: оседлые племена лесной и лесостепной полосы и полукочевые и кочевые степные племена. Восточно-славянские племена, расселявшиеся по Десне, а также к северу и югу от нее, вступали во взаимодействие с неславянскими племенами» . Важную роль сыграли переселенческие движения так называемых «черкас» (экзоним казаков) из Приднепровья, а также из различных районов Правобережья Днепра и из центральных областей Московского государства.
Касательно территории в границах современной Орловской области, можно отметить, что она с древности заселялась казаками , и Орловщина тесно связана с ранним периодом их истории.
На орловских землях казаки использовались со времени вхождения Орловского края в состав Московского государства (1503 г.) для защиты пограничных городов и сторожевых постов. За службу они получали от правительства жалованье и землю. В социальном отношении казаки были близки к стрельцам и пушкарям. Генерал от инфантерии, председатель Орловской ученой архивной комиссии А.Н. Шульгин в книге «Минувшее Орловского края» писал, что «для жилья служилым боярским детям и казакам отводились участки шириною в 3 1/2 и длиною в 5 саженей» .
Совершенствуя оборону южных рубежей (особенно после опустошительного набега крымских татар 1521 г.), московское правительство создало систему укрепленных линий (т. н. засечных черт), эффективность которых во многом обеспечивалась службой городовых казаков.
«Москва, – писал П. Смирнов в книге «Орловский уезд в конце XVI века», – разбрасывает свои крепости, как вольные казаки ставят городки, как в древности славянские поселенцы строили города, следы которых, «городища», рассеяны по всему лицу русской земли».
С построением в начале XVI века тульской засечной черты территория современной Орловской области стала зоной контроля городовых казаков, которые «вахтовым методом» несли службу дальнего обнаружения противника (система далеко выдвинутых в степь сторож), а также поддерживали в порядке засеки, валы и забои на реках).
Нелегко было «выслеживать появление неприятеля, не допускать его до русских пределов, отбирать у грабителей похищенное, извещать о силах и движении неприятеля, а также наблюдать за правильным содержанием службы в сторожах». Обязанности возлагались «на самых лучших, отборных боярских детей и казаков, имевших не меньше двух вполне надежных лошадей».
В царском архиве говорится сразу о двух форпостах на Орловской земле: «Разряд 8-й» – четыре «Мценские сторожи» (предельный рубеж их контроля – река Неручь) и «Разряд 9-й» – «сторожи Орловские и Карачевские» в количестве тринадцати, сфера контроля которых распространялась до верховьев Оки. Прямым свидетельством такого положения до сих пор служат названия населенных пунктов типа Казачье, Сторожевое, Караул, Воин и т.п.
Именно казаки и стрельцы составляли основу войска воеводы Ивана Васильевича Шереметева, которое в июне 1555 г. под Судьбищами в течение двух дней успешно сражалось с ордой крымского хана Девлет-Гирея, хотя силы были явно не равны: на одного русского воина в этом бою приходилось почти девять татар. И это было одним из многочисленных подвигов казаков.
Вскоре после Судьбищенской битвы военной крепостью, защищающей южные земли страны, становится город Новосиль. Крепость была снабжена пушками, бомбами, снарядами. Тогда же в Новосиль и его окрестности последовало переселение с Дона части казачества. Казаки, стрельцы и пушкари составили новый элемент населения Новосильского края.
С возведением в 1566 г. Орловской крепости городовыми казаками стал контролироваться и регион современных Курской, Белгородской и Липецкой областей, причем особого внимания требовал Муравский шлях, проходивший по водоразделу рек Красивой Мечи и Зуши – основной путь для набегов крымских татар на русские земли. В связи с этим Орел стал опорным пунктом русской колонизации «Дикого поля».
В период смуты казаки служили и самозванцам, и полякам. Когда же они разобрались в политической обстановке, то подняли оружие против врагов Москвы. Избранный на царство Михаил Романов в 1614 году послал на Дон Ивана Опухтина. Тот передал приветствие государя. Атаманы и казаки в ответ «встали на колени и били головой до земли», присягнув московскому государю.
После Смуты возросло оборонительное значение городов Путивль, Рыльск, Брянск, Карачев, Трубчевск, Белев, Орел, Ливны и других. Во всех этих городах основную военную роль играло казачество, активно проявлявшее себя в нескончаемых битвах с войсками крымских ханов.
С организацией Слободской Украины (основание Чугуева, Харькова, Сум, Ахтырки, Изюма и др.) военное значение казачества на Орловщине ослабевает из-за отсутствия руководящего центра. Непрекращающиеся попытки раздела региона между Московским государством и Речью Посполитой приводили к тому, что за казачество непрерывно боролись два государственных образования, обещая казакам привилегии в виде особого свободного военизированного сословия в обществе с наделением землей.
Противоречивая политика в отношении казачества воюющих между собой государств вынуждала казачество метаться между ними, что меняло их правовое и социальное положение, которое определялось правовыми системами государств и их желанием сделать казаков своими союзниками, чем и пользовалось казачество, и что притягивало в их ряды и приходящее местное население. «Оказачивание» орловского региона в Смуту, после ее окончания перешло в расказачивание. При этом, официальными кругами как повод для этого использовалось понятие «воровское казачество».
Таким образом, в конце XVII – начале XVIII веков надобность в казаках для оборонительных целей отпала, и их стали использовать для эксплуатации невозделанных земель.
Во время правления Петра Великого казаки занялись мирным делом. На Орловщине новые подходы государства к казачеству проявились в том, что по высочайшему указу Петра I в 1715 году новосильские казаки, пушкари и стрельцы были расселены по всему пространству выделенной им земли.
Заселение казаками территории, впоследствии ставшей Орловской областью, в том числе, и западной части Новодеревеньковского района, происходило постепенно, по мере приращения населения в течение всего XVIII века. С 1765 года казаки, стрельцы и пушкари были исключены из управления воевод и вместе с чернскими казаками находились в ведении особого управления.
Орловское казачество к этому времени перестает быть самостоятельной общностью, хотя все еще обладает исторически сложившимися характеристиками. Это и особое отношение к власти (длинная дистанция), и социальная ориентация (преобладание коллективизма над индивидуализмом), и характерная социальная культурная роль (преобладанием мужского начала), и специфическое поведение в ситуации неизвестности (спокойное отношение к неопределенности) и др.
На Орловщине казачество продолжает расказачиватьсчя и окрестьяниваться. В 1840-е гг. остававшихся в средней России казаков царь обратил в казенных крестьян. «Они значительно разнятся от бывших помещичьих крестьян говором, одеждой и некоторыми обычаями: особенно эта разница видна на женщинах, – отмечал один из новосильских земских статистиков в конце позапрошлого века. В результате этого менялись и особенности казачьего уклада. У части казачества военная составляющая жизни уходила в прошлое, поглощаясь крестьянским или мещанским бытованием, и казачество не только экономически, но в культурном отношении приближалось к другим сословиям. Одновременно у реестрового казачества, например на Дону, военная составляющая жизни усиливалась, так как шло формирование казачьего войска со своей казачьей культурой.
Отразилось на судьбе орловского казачества большие людские потери в первую мировую войну, в годы революции и гражданской войны, когда в губернии была выбита чуть ли не четверть мужского населения. В советское время отношение властей к казачеству было сугубо отрицательным, поэтому многие проживавшие на Орловщине потомки казаков скрывали свое социальное происхождение. Затем по потомкам казаков ударило раскулачивание. Катастрофическими были потери в Великой Отечественной войне: на территории Орловской области во время Орловско-Курской дуги погибло людей больше, нежели США потеряли за всю Вторую мировую войну. Да и после войны уже в результате непродуманной политики с лица Орловщины исчезло свыше 700 деревень.
Таким образом, казачество на Орловщине сформировалось в переломные моменты истории на границе цивилизаций, географических районов, на стыке культур и религиозных конфессий как органичная часть русской культуры, впитавшая в себя особенности своего региона и его соседей.
Тем не менее, с конца XX в. началось возрождение орловского казачества в новых исторических условиях. Системообразующим элементом традиционной казачьей культуры стало ее ценностно-нормативное ядро, которое обеспечило начало ее функционирования посредством возрождения, обретающего свое звучание в современных бытовых практиках (календарно-обрядовой, семейной и др).
Возрождающаяся культура орловского казачества начинает влиять на общественные процессы в регионе. Ее место уже определяется правовым полем, концепциями дальнейшего развития казачества, региональными документами, программами в учебных заведениях.
Таким образом, традиции орловского казачества продолжают существовать, сохраняясь у части населения региона в семейно-бытовой практике и в исторической памяти. Поэтому закономерно, что в Орловском крае в новых исторических условиях стала возрождаться казачество. А это значит, что влияние, которое казаки на протяжении многих столетий оказывали на социокультурные и политические процессы в данном регионе не пропало даром.

gerb_ryazanskoj_oblasti

РЯЗАНСКАЯ ОБЛАСТЬ

Издревле сложилось так, что Рязанские земли занимали пограничное положение с «Диким полем», были рубежом Русского государства. Отсюда шло освоение земель и расширение владений, и в то же время сказывалась постоянная опасность со стороны степняков. Люди селились здесь, и их главной задачей было укрепиться на этих землях, создать мощную оборону своих рубежей. Постепенно в этих краях сформировалась мощная военная сила, которая впоследствии сыграла значительную роль в обороне не только Рязанской земли, но и всего Российского государства – этой силой было рязанское казачество. Оно не так широко известно, как, например, казачество донское или запорожское, но это, пожалуй, самая древняя группа казаков, поскольку остальные группы появлялись постепенно с дальнейшим приращением территорий и освоением новых земель. Рязанские же казаки впоследствии влились частично в состав других казачьих локальных групп (например, донской), а частично сохранились в качестве самостоятельной группы до наших дней.

Рязанские казаки впервые упоминаются в Никоновской летописи под 1444 г. при описании битвы на Листании, в которой сразились объединенные войска московского великого князя с вторгшейся в пределы Рязанского великого княжества осенью этого года конницей крымского царевича Мустафы. Упоминаемых в этом летописном известии «казаков резаньских» обычно относят к вольным казакам, обитавшим в неосвоенных степях Дикого поля в пределах Рязанской земли. По-видимому, локальная группа рязанских казаков сформировалась очень рано и являлась одной из самых древних локальных групп русского казачества.

Московское правительство постоянно стремилось привлекать казаков на службу государству. К середине XVI в. казаки, в том числе и рязанские, разделялись в отношении к государственной службе на вольных, кормовых, жилецких и служилых. Вольные казаки жили в «Диком поле» станицами – вольными военными общинами во главе с выборными атаманом и, и занимались рыболовством, охотой, промыслами и, в определенной мере, земледелием. Они эпизодически участвовали в выполнении поручений правительства. К кормовым казакам относились вольные казаки, которых правительство регулярно привлекало для выполнения разовых боевых задач, снабжая за это постоянно «кормом» – порохом, свинцом, оружием, хлебом и т. п. Жилецкими казаками называли вольных казаков, в том числе донских, волжских, запорожских и других, которых правительство приглашало на поселение на землях в южном и юго-восточном пограничье, рассчитывая на их воинское искусство, и наделяло там рядовых казаков достаточно большими земельными участками, а атаманов и голов – небольшими поместьями. Поэтому последние именовались поместными атаманами. Служилые казаки «прибирались» на службу подобно другим служилым людям «по прибору», были подведомственны Стрелецкому приказу и получали от государства земельное, хлебное и денежное жалованье.

Рязанские казаки, сформировавшиеся, по-видимому, в особую группу на рубеже XIV-XV вв., сыграли важную роль в защите южных рубежей Отечества и в хозяйственном освоении необъятных пространств южнорусских степей. В то же время локальная группа рязанского казачества явилась важным компонентом в формировании субэтносов великорусского народа – донских и терских казаков, однодворцев.

19189

СМОЛЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ

Смоленское казачество имеет глубокую историю. По письменным источникам смоленские казаки упоминаются одними из первых в русских землях.

11 июля 1520 года смоленский воевода и наместник Иван Васильевич Шуйский получил послание из-за границы от наместника Орши князя Федора Ивановича Жеславского о том, что в Москву от короля польско-литовского государства Сигизмунда выехало посольство. На время переговоров польско-литовские власти предлагали установить добрососедские отношения и не совершать нападения друг на друга. Казакам, жившим вблизи смоленского рубежа, было велено не ходить в пределы Московского государства, «шкоды и зацепки не чинити». Оршанский воевода упрекает, что в ответ «с Петра святого на субботу, некоторые казаки смоленскии, подшод к Орши злодеем обычаем, в ночи, взяли два мерина слуг моих, и гонилиси за ними горячим следом до святого Климентиа (имеется в виду монастырь св. Климентия вблизи Смоленска)». Князь Жеславский просил «тех лихих людей доискать» и покарать, а меринов вернуть.

Таким образом, уже в начале XVI века казаки жили на Смоленской земле. В XVII веке казаки на Смоленщине превратились в полноценное служилое сословие. Казаки служили и по Смоленску, и по Вязьме, и по Дорогобужу. Они так и назывались: смоленские казаки, дорогобужские казаки, вяземские казаки…

История казаков Смоленщины завершилась в конце XVII века, когда сословие городовых казаков было постепенно преобразовано, казаков перевели в рейтары и драгуны.

С 1990-х годов на Смоленской земле происходит возрождение казачества, казачьи станицы есть в Смоленске, Вязьме, Ярцеве, других районах.

tambov_gerb

ТАМБОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

Для защиты черноземного района от набегов крымских татар и ногайцев было осуществлено строительство Белгородской оборонительной черты «для защиты, бережения от воинских людей». Эта оборонительная черта представляла собой городки-крепости, земляные валы, остроги, сторожевые башни, засеки. Она прошла от г. Белгорода через Новый Оскол, Коротояк к Козлову (ныне Мичуринск), далее к с. Лысые Горы (на р. Челновой). Отсюда земляной вал протянулся на юго-восток к устью р. Большая Липовица, где первоначально намечалось строительство города Тамбова.

Возведение оборонительной линии и основание на ней в 1636 г. городов Тамбова и Козлова резко ускорило заселение и освоение тамбовского края пришлым населением (беглыми крестьянами, служилыми людьми, казаками и др.). Они расселялись вдоль рек, используя их как источники водоснабжения, рыбной ловли.

На Тамбовщину переехала группа запорожских казаков численностью 73 человека. Они осели в особой Панской слободе г. Тамбова и до середины XVII в. пользовались привилегиями белослободцев. Позднее они слились с полковыми казаками. За «выход» бывшие запорожцы получали по 5 руб., их матери и жены – по 1 рублю, дети старше 15 лет – по 1 руб., младше того возраста — по полтине. Кроме того, казаки получали «государево» денежное жалованье в размере 5 руб., а атаманы – по 7 руб. и хлебное жалованье.

Coat_of_Arms_of_Tula_oblast

ТУЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ

Во всех сохранившихся документах 16 века в  Тульской губернии фигурируют казаки. Если внимательно посмотреть список фамилий, перечисленных в документах, то можно увидеть, что подавляющее большинство тульских фамилий имеют отношение к казачеству. Казачество было основой гарнизонов многих тульских городов-крепостей: Дедилов, Епифань, Крапивна, Гремячий, Новосиль. Также казаки упоминаются в соседних с Тульской областях: Рязанской (Пронск, Сапожек, и т.д.) и Калужской (Козельск и Болохов). По мере продвижения России в Дикое поле появились другие города, основой гарнизонов которых были опять-таки казаки.

В середине 17 века начал формироваться оборонный рубеж в районе Белгорода. Так называемая Белгородская черта, чьей передовой частью стали казаки. Из Тульской области ежегодно уходили сотни казаков на заселение донских и донецких степей. Переселение туляков на пустующие земли России продолжалось вплоть до конца 19 века.

Как использовались казаки? Их селили с той стороны города, откуда мог напасть враг. Так было в Дедилове, где были поселены две сотни казаков. В случае нападения врага все люди бежали в крепость. На стенах находились: пушкари у пушек, затинщики с затинными пищалями, стрельцы с пещалями. Первыми удар на себя принимали приборные казаки, а затем в бой вступали казаки и бились вокруг крепости. И только если казаки не выдерживали удара и враг подходил на расстояние выстрела, в бой вступала крепость с её пушками и пищалями.

Вооружение казаков было не очень мощное, в основном, копьё да сабля, и ещё реже пищаль. А ещё только казаки вели дальние разведки. Уезжали от своих домов на 200-300 км в степь и там строили крепосцы, которыми командовали казачьи дворяне – сторожевые казаки. По определённым маршрутам ездили казачьи станицы (разъезды), состоящие из рядовых казаков. И в случае появления врага они предупреждали ближние города о появлении вражеских сил.

Тульских казаков стали расказачивать в первую очередь. Ещё Петр 1 расказачил Дедилов и превратил их в солдат и рейтар. В Дедилове добывали руду для Тульских и Каширских оружейных заводов, видимо,  это послужило основной причиной. Затем на внутренних территориях шло систематическое расказачивание казаков. Екатерина, после бунта  Пугачёва, в этом больше всего преуспела.

Художник Репин, видимо из Дедиловских казаков, переселённых в г. Чугуев, на Белгородскую черту, в своей книге “Далёкое-близкое” рассказал историю,  как после возвращения с победой из Парижа, на границе казакам объявили, что они теперь и не казаки вовсе, а уланы. И по этому поводу в Чугуеве было восстание.

Казаков после расказачивания  в основном записывали в государственные крестьяне, а казаков-дворян частично оставляли в дворянстве, а большую часть превращали  в однодворцев. Так что добрая половина жителей Тульской области имеют казачьи корни.

yarmid

ЯРОСЛАВСКАЯ ОБЛАСТЬ

 В Центральных областях России, в большинстве своем нетрадиционных местах проживания казачества (всего восемнадцать субъектов Российской Федерации) в силу объективных и субъективных обстоятельств (репрессии по отношению к казачеству, обширные миграционные перемещения, начиная с времен коллективизации и индустриализации и в последующий период и др.) по примерным данным проживает около двухсот тысяч потомков казаков.

В настоящее время вошли в государственный реестр казачьих обществ Российской Федерации десять отдельских (областных) казачьих обществ – Московское, Курское, Воронежское, Липецкое, Тверское, Калужское, Ивановское, Тамбовское, Ярославское, Брянское казачьи общества и еще два (Белгородское и Рязанское) подготовили документы на регистрацию.

Задачи конкретной деятельности казаков Центрального федерального округа Российской Федерации сводятся, прежде всего, к служению Отечеству, стабилизации экономической и социальной обстановки, возрождению сельского хозяйства, сохранению и восстановлению храмов, воспитанию подрастающего поколения, коммерческой и производственной деятельности.

volgrad1

ВОЛГОГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ

Поселения казаков на территории Волгоградской области появились при Петре Первом. Казаки находились на службе у государя, охраняя южные рубежи России. Волгоградская область – родина известного бунтовщика Емельяна Пугачева и Степана Разина. Именно Пугачеву были открыты ворота Царицына местными казаками. После погашения восстания и казни бунтаря Екатерина Вторая сослала казаков в Сибирь и Кавказ за предательство.

Сейчас в Волгоградской области действуют более десятка зарегистрированных казачьих организаций и объединений, в которых состоят, по некоторым оценкам, до 30 тысяч человек. Собственно казачьими считаются 15 из 33 сельских районов области, еще 5-6 – частично казачьими. Здесь проживают до 100 тысяч казаков (а скорее всего, больше). Взаимодействие между округами осуществляется через Совет атаманов.

200px-Coat_of_arms_of_Vologda_oblast.svg

ВОЛОГОДСКАЯ ОБЛАСТЬ

В конце XV – начале XVI столетий на территории нынешней Вологодской области (как и на территориях современной Архангельской области) кроме исконных северных казаков – новгородских ушкуйников – по инициативе правительства стали создаваться казачьи поселения для несения специальной караульной службы по охране северных окраин. Казаки селились по долинам рек, посты-караулы в дальнейшем разрастались в станицы и поселка. В Вологодской губернии посты-караулы находились на значительном расстоянии друг от друга. Впоследствии эти посты-караулы, поселки, станицы в некоторых уездах стали называться поселками, деревнями, хуторами. Но проживавшие в них потомственные северные казаки продолжали призываться в армию и служить в казачьих кавалерийских частях  вплоть до большевистского переворота, и потом приняли участие в гражданской войне на стороне Белой Армии.

Во время «расказачивания» 20-х годов 20 века и коллективизации часть казаков с Дона, Кубани и Терека были переселены на территорию Вологодчины, где и в настоящее время проживают их потомки.

Gerb-Samarskoy-obl

САМАРСКАЯ ОБЛАСТЬ

Приволжские земли Самарского края во второй половине XVI в. стали одним из центров складывания вольного русского казачества. Этому способствовали политические и экономические причины, природные условия. Самарская Лука с ее глухими лесами и горами и укромные пойменные острова давали надежные убежища. Волжский путь дополнялся речными системами Самары и Большого Иргиза, по которым через волоки можно было перебраться с Волги на Яик (Урал) и обратно.
Одно из самых ранних упоминаний о казачьих отрядах в Самарском крае датируется 1551 г., когда поступило сообщение об их нападении на караван русского посольства напротив устья Большого Иргиза. Первые сведения о казаках, избравших берега Волги в качестве постоянного пристанища и зимовавших здесь, относятся к концу 1560-х годов. Интенсивность действий казачества на Средней Волге достигла своего пика во второй половине 1570-х – начале 1580-х годов.

Попытки московских властей привлечь Волжскую вольницу к охране перевозов на Волге, к службе в качестве проводников и разведчиков, для отражения набегов кочевников на русские окраины в оплату за боевые припасы, снаряжение и продовольствие не увенчались успехом. Казаки то и дело выходили из-под правительственного контроля, создавая продолжавшимися грабежами серьезные проблемы для русской и международной торговли, а несанкционированными нападениями на кочевых подданных или соседей России – для дипломатии государства.

Активизация карательных мер против казаков повлекла за собой уход многих виднейших волжских атаманов вместе с Ермаком Тимофеевичем в Сибирь, сделав Волжский путь более безопасным. Строительство с 1586 г. Самары, Царицына и Саратова окончательно ликвидировало возможность формирования в Среднем и Нижнем Поволжье области вольного казачества, хотя и не смогло в полной мере обезопасить волжскую акваторию от его нападений. Казачьи отряды оставили попытки постоянно здесь обосноваться, сознавая, что российское правительство не позволит им установить контроль над важнейшим в торговом и стратегическом отношении Волжским путем. В среде казачества родилась поговорка: «На Волге быть – ворами слыть».

В 1620-1630-х годах среди населения волжских городов появилось казачество, но уже оседлое, служилое. В Самаре, например, это были юртовые, то есть промысловые казаки, в других крепостях по Волге – городовые казаки, несшие военную службу наравне со стрельцами и другими представителями гарнизона. Юртовые казаки жили за стенами городской крепости в отдельной слободе.

С 1730-х годов Самара из изолированного опорного пункта на Волжском пути становится частью системы пограничных укреплений, прикрывших от набегов степняков обширные районы на левобережье Волги. А в 1736 г. началось сооружение Самарской укрепленной линии. Закладывались крепости Красносамарская, Борская, Бузулуцкая и др., где было необходимо иметь от 100 до 500 жителей-казаков.

Sverdlovskaja-oblast'-gerb-zolotaja-ramk-b

СВЕРДЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

Сейчас в  Свердловской области функционируют более 50 казачьих обществ, они созданы в 36 населённых пунктах. Кроме того существует 11 казачьих некоммерческих организаций в других организационно-правовых формах, региональные отделения общероссийских общественных казачьих объединений. Объективно назрела необходимость представителям всех этих организаций и объединений, готовым проявить добрую волю и понимание необходимости единства казачьего движения, сесть за стол переговоров, чтобы найти точки соприкосновения и взаимопонимания, договориться о возможных вариантах сотрудничества.

Когда казаки появились на территории современной Свердловской области. Источники утверждают, что при раскопках  Гляденовского могильника 3 века до н.э. – 2 век н.э. , были найдены бронзовые пластины, изображающие всадников. Во времена Золотой орды казаки жили уже на этой территории  в укрепленных городах, слободках. После распада Золотой Орды казаки Зауралья и Западной Сибири попали под власть сибирских ханов. Однако с приходом сюда в конце 16 века отрядов Ермака, местные казаки воспрянули духом и стали переходить на сторону «белого царя».

В 1586 году казаки основали Тюмень, в 1587 – Тобольск, в 90-е годы 16 века – города Пелым, Берёзов, Сургут. В 1598 году объединённый русско-татарский отряд в 400 человек разгромил войско Кучума, который вскоре погиб. В том же 1598 году казаками начато строительство крупного таможенного пункта на пути в Сибирь – Верхотурья. Именно к этому времени за Уралом сложилось «Войско» со всеми его основными компонентами. Больше всего служилых людей оказалось в Тобольске.

Вся пограничная линия, построенная казаками,  тянулась около 2 тысяч километров от Каспийского моря до Тобола. Она сотни лет успешно оборонялась казачеством Урала. Исетские казаки принимали самое активное участие во всех боевых действиях, военных походах и войнах, которые вела Российская Империя. Исетские казаки также были участниками экспедиций по завоеванию и обустройству новых территорий, в частности, в Средней Азии. Многие из них за мужество и доблесть были отмечены наградами российского правительства и покрыли себя неувядаемой славой.

gerb_stavropolskogo_kraya

СТАВРОПОЛЬСКИЙ КРАЙ

Казачество стало расселяться на территории Ставропольского края стихийно. Терцы занимают район Кавказских Минеральных Вод, южные и восточные части края, но на западе проживают казаки Кубанского войска. В формировании ставропольского казачества в разное время принимали участие донские, волжские, уральские и терские казаки, русские и украинские крестьяне-переселенцы.
Ставрополье расположено на территории Центрального Предкавказья, и в центре края есть населенные пункты, где жили казаки Кавказского линейного войска. Позже они были переведены в крестьянское сословие, но жители этих сел до сих пор считают себя казаками.

После основания Терской крепости в 1588 году между Тереком и Астраханью возникло сообщение через степи восточного Ставрополья. Для охраны этого пути в Маджарах (теперь это Буденновск), был устроен казачий сторожевой пост. Терский и астраханский воеводы получали наказы царя: регулярно отправлять конные разъезды в ставропольские степи.

В 1676 году с Дона на Куму переселилась партия казаков-старообрядцев. Как отмечает историк казачества Василий Потто, донцы шли сюда уже хорошо знакомой дорогой. Казаки-старообрядцы устроили недалеко от современного Буденновска укрепленный городок. Обживаться им помогали гребенские казаки. В дальнейшем «новоселы» растворились в среде народов Северного Кавказа.

В 1777 г. по указу Екатерины II,  была построена Азово – Моздокская оборонительная линия, в которую входило девять оборонительных крепостей с казачьими станицами, в том числе и крепость Ставропольская. В линию входили также крепости:  св. Екатерины в устье реки Малки (ныне станица Екатериноградская в Кабардино-Балкарии), св. Павла на реке Куре, св. Марии на реке Золке, св. Георгия, св. Александра на р. Томузловке, Северная, Московская, Донская. Между этими крепостями существовал ряд более мелких укреплений в виде пикетов, форпостов и редутов.

Ставропольскую крепость строило два полка: Владимиро – Драгунский  и казачий Хоперский.  В 1778 году в станице Ставропольской, где размещался штаб Хоперского полка, уже насчитывалось 197 домов казаков и офицеров, гауптвахта, пороховой погреб, две лавки, церковь. Постройки были либо деревянные, либо саманные (глиняные). Крыши крыли соломой и камышом. В центре станицы строили самое высокое здание, это церковь. Ее изготавливали из дерева. Когда казаки часто меняли границы, свои дома они могли оставить, продать, поменять, а церковь разбирали по бревнышку, грузили на повоз и перевозили на новое место жительства, где из этих же бревен возводили новую церковь. Она была визитной карточкой станицы и располагалась в центре.

krasnodar

КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ

Куба́нские казаки́ —часть российского  казачества, населяющая  территории современного  Краснодарского края,  западной части Ставропольского края, а также Республик Адыгея и Карачаево-Черкессия. Войсковой штаб —город Екатеринодар —  современный  Краснодар.  Войско официально  было  образовано в 1860 году на основе Черноморского казачьего  войска  и  части Кавказского  линейного  казачьего войска.

Кубанские казаки являлись свободным военизированным сельскохозяйственным населением. Во главеКубанского казачьего войска стоял наказной атаман (одновременно — начальник  Кубанской  области), который  в военном  отношении  пользовался  правами  начальника  дивизии, а  в гражданском —  правами губернатора.  Он назначал  атаманов  отделов,  которым подчинялись  выборные  атаманы  станиц и хуторов. Высшим  органом  станичной  власти  был  станичный  сход, который  избирал атамана и правление (состояло из атамана и двух избранных судей, с 1870 — атаман,  судьи,  помощник  атамана,  писарь,  казначей).  Станичные общества  выполняли  различные  обязанности:  войсковую,  «общие по поиску»  (содержание почтовых станций,  ремонт  дорог  и  мостов и др.),  станичные  (содержание  «летучей  почты»,  сопровождение  арестантов, караульная  служба  и  др.).  В 1890 году был установлен день войскового праздника — 30 августа.  С 1891 года казаки  избирали  дополнительных  судей, которые  были  кассационной  инстанцией  на  решения  станичных судов.

Coat_of_Arms_of_Rostov_oblast

РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

Донские казаки  — самое многочисленное из казачьих войск Российской империи. Размещались на территории, называвшейся Область Войска Донского, которая занимала современные Ростовскую и Волгоградскую области Российской Федерации, а также части Луганской и Донецкой областей  Украины.

Впервые в письменных российских источниках о донских казаках упоминается в грамоте  ногайского князя  Юсуфа царю Ивану Грозному. В грамоте, датированной 1550 годом, князь пишет: «Холопи твои, нехто Сарыазман словет, на Дону в трех и в четырех местах городы поделали, да наших послов и людей наших, которые ходят к тебе и назад, стерегут, да забирают, иных до смерти бьют… Этого же году люди наши, исторговав в Руси, назад шли, и на Воронеже твои люди — Сарыазманом зовут — разбойник твой пришел и взял их».

Считается, что до Булавинского восстания (1707—1708 годов) донские казаки были организованы и абсолютно независимы от окружающих государств. Но с 1646 года на Дону непрерывно находился русский гарнизон. Вскоре после подавления разинского восстания, 28 августа 1671 года донские казаки принесли присягу русскому царю Алексею Михайловичу и затем присягали его преемникам. В присяге содержался запрет на дипломатические отношения с другими государствами. В 1698 году в бассейне Дона были основаны две русские крепости — Петровск на реке Медведица и Павловск на Хопре.

После подавления восстания в 1708 году Петром I территория вольных донских казаков была включена в Российскую империю, была отменена выборность атаманов, казаки стали обязаны служить в царской армии. Кроме того, на Дону был построен ряд русских крепостей, причем их коменданты имели право разрешать споры между казаками и старшинами, а также между казаками и соседними народами (калмыками иногайцами).

На 1913 год численность донского казачества составляла 1 млн. 525 тыс. чел., включая 30 тыс. калмыков.

Область Войска Донского занимала территорию площадью в 152,7 тыс. км². Административным центром являлся город Новочеркасск.

gerb

РЕСПУБЛИКА КРЫМ

Начиная с конца XVI в., различные казачьи войска принимали активное участие практически во всех войнах, которые вела Россия.

Не стала исключением и Крымская война 1853-1856 гг. В её ходе казачьи части принимали активное участие в боях с турками на Дунае и Кавказе, обороняли и побережье Азовского моря.

Но относительно малоизвестно участие казачьих частей в боевых действиях в Крыму и во время Первой обороны Севастополя, в период 1854-1856 гг.

Как известно, после того как в начале сентября 1854 (по старому стилю) в окрестностях Евпатории началась высадка объединённой группировки франко-англо-турецких войск. Главнокомандующий сухопутными и морскими силами в Крыму князь Меншиков, чтобы преградить путь противнику на Севастополь, начал стягивать к устью реки Альма различные части сухопутных войск, разбросанных в это время по всему Крыму.

В числе этих войск были и казаки – нескольких сотен 57-го Донского казачьего полка, 60-го Донского полка и 3-й Донской конной артиллерийской батареи.

После Балаклавского сражения 2-й Черноморский казачий пластунский батальон был переброшен в Севастополь, где к нему вскоре присоединился и 8-й пластунский батальон того же казачьего войска.

Черноморские казаки-пластуны на бастионах Севастополя выполняли функции современного “спецназа”, ведя разведку, захватывая пленных, участвуя в качестве авангарда в вылазках на вражеские позиции.

За время боёв на бастионах Севастополя казаки-черноморцы понесли большие потери. Поэтому в апреле-мае 1855 г. они были выведены из города на доукомплектование и больше в Севастополь не возвращались. В их честь одна из улиц Нахимовского района Севастополя была названа “Пластунская”.

В 1855 г. и до лета 1856 г. казачьи части располагались по всему Крыму и окрестностям Севастополя, в том числе части и подразделения Черноморского казачьего войска.

94

АСТРАХАНСКАЯ ОБЛАСТЬ

В 1737 году указом Сената в Астрахани из калмыков образована трехсотенная казачья команда. В 1750 году на основе команды учрежден Астраханский казачий полк, для доукомплектования которого до положенной в полку штатной численности в 500 человек, были набраны в крепости Астрахань и крепости Красный Яр казаки из разночинцев, прежних стрелецких и городовых казачьих детей, а также донских верховых казаков и новокрещённых татар и калмыков. Старшинство с 28 марта 1750 года, столица — Астрахань, войсковой праздник (войсковой круг) — 19 августа, день иконы Донской Божьей Матери. Астраханское казачье войско было создано в 1817 году.

С момента образования главной функцией астраханского казачества была совместная с союзниками-калмыками охрана границ, обеспечение безопасности Московского тракта и солепромыслов, защита русских поселенцев и российских подданных — татар, калмыков и ногайцев от набегов киргиз-кайсаков (киргизцев), как в те времена именовали казахов.

Славной страницей истории астраханских казаков является их участие в Отечественной войне 1812 г. Ввиду малочисленности астраханского казачьего полка и острой необходимости во внутренней службе на кордонах, полк к боевым действиям не привлекался. Однако часть казаков воевала в составе калмыцких полков. Все участники войны были награждены медалью «В память Отечественной войны 1812 г.».

Помимо сторожевой службы, на казаках лежала охрана почты и курьеров, обеспечение карантинной службы в случае эпидемий. В 1807 году во время чумы в Астрахани для обеспечения карантинных мероприятий и ввиду назревавших беспорядков, в город было введено 500 казаков. Идентичные мероприятия были проведены во время эпидемии холеры в 1892 году.

В Астрахани, Саратове и некоторых уездах астраханские казаки несли конно-полицейскую службу. В начале XIX века конный наряд казаков в Астрахани доходил до 60 человек. Служба заключалась в объездах города, для чего в каждый полицейский участок ежедневно назначалось по 4 казака.

250px-Coat_of_arms_of_Omsk_Oblast

ОМСКАЯ ОБЛАСТЬ

Сибирские казаки или Сибирское Линейное Казачье Войско — иррегулярное войско в XVII—XX веке в Российской империи, на территории Сибири (включая территорию Северного и ВосточногоКазахстана), ведёт своё начало с 6 декабря 1582 года из казаков, служивших с XVI века в городах и на пограничной линии. «Столицей» войска является г. Омск, где находятся все общевойсковые учреждения.

Сибирское Линейное казачье войско как особое, исторически сложившееся сословно-государственное учреждение Российской империи существовало  в XIX-начале XX в. Оно имело  собственные территорию, управление, военную организацию, систему учебных заведений и хозяйственные структуры. Казачье население войска, составлявшее отдельное войсковое сословие, отбывало особую воинскую повинность, в основе которой лежали прежде всего принципы пользования землёй за военную службу, а также материального, полного или частичного, самообеспечения при выходе казаков на эту службу. Войсковым атаманом автоматически становился человек, которого Император назначал Степным генерал-губернатором. Его называли наказным атаманом, то есть служившим по наказу и повелению Государя. Войсковое самоуправление возникло только в 1917 году, когда стали созываться большой и малый войсковые круги, когда были избраны члены Войсковой управы и войсковой атаман

skfo

СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

Кавказское линейное казачье войско — формирование иррегулярных войск Русской Императорской армии, обеспечивавшее освоение Северного Кавказа c 1786 по 1860 год. Штаб войска располагался вначале в Пятигорске. Для борьбы с горцами местных гребенских казаков усиливают волжскими и малороссийскими казаками. Из разрозненных станиц формируют единую фронтовую линию по реке Терек. Окончательно оно было образовано в 1832 году из 5 полков терских казаков (Кизлярского, Терско-семейного, Гребенского, Моздокского и Горского), размещавшихся от устья р. Терек до Моздока, и 5 казачьих полков Азовско-Моздокской линии (Волгского, Кавказского, Ставропольского, Хопёрского и Кубанского).

В 1825 году общее число служащих казаков Кавказской линии достигло 7 тысяч человек, в 1845 году численность возросла до 90 тыс. По окончанию Кавказской войны, в линейном войске насчитывалось более 10 000 казаков.